пятница, 14 октября 2016 г.

Ах, какой превосходной комедией был бы этот мир, не будь у нас в ней своей роли!



Качество пьесы – это качество ее идей. Бернард Шоу. 

Любовь - единственное, что позволяет жить, дает смысл и надежду. Если ты наказываешь за грехи, то почему не награждаешь за любовь? 
Алексей Иванов. «Маша, Мария».

7 октября в библиотеке им. А.С.Пушкина состоялся моноспектакль Народного артиста России Александра Иванова. Для читателей/зрителей, пришедших в этот день в Пушкинку, Александр Иванов декламировал пьесу «Маша, Мария». Пьеса начинающего драматурга Алексея Иванова (сын А.Иванова) написана в честь юбилея артиста.
Автор пьесы "Маша, Мария" Алексей Иванов
Отец и сын.  Александр Иванов. Алексей Иванов.
Александр Иванов. Чтение пьесы.
Впечатлений от читки пьесы – масса! И главное – открытие нового имени в драматургии! Верно говорил Андре Моруа: «Можно стать романистом или историком, но драматургами рождаются».

Это был своего рода, мини - театр на площадке Пушкинки. Автор, актер и зритель. Творящая мысль на «сцене» и вовлеченный в процесс со-творчества зритель.

«Зал» в предвкушении.


Итак. Пьеса.

Городской парк. Цветущая яблоневая аллея. Знакомство мужчины и женщины (действующие лица – Мария и Паша), причем инициативу в этом знакомстве проявляет женщина. Мария ищет нового спутника жизни. Паша готовится принять иноческий постриг. С первых реплик трудно понять, кто эта активная незнакомка: ночная бабочка, или утонченная искательница приключений. Сама о себе: учительница.

Начало. Потом они еще встретятся. Не здесь. В другом мире. И при других обстоятельствах. Чтобы завершить начатый разговор. Или продолжить.

Сцена 2. Действие переносится…

Слева дверь в ад, справа дверь в Рай. Посередине в глубине стоят строительные леса, местами завешенные старой холстяной портьерой. 

Главные герои – Мария (аналогия с Марией Магдалиной?) и Архангел. За сюжетом (спор с Архангелом – достойна ли Мария допуска в Рай? … и если нет, то кто?) кроется большее.

Архангел. Опять за старое? Ты согрешила. Я это видел. Я послал тебя в ад. Ты раскаялась. Тем проще тебе там будет. И последнее, что меня сейчас интересует, согласна ты со мной или нет.
Мария. Я-то пойду. Только нехорошо получается. Сами создали порядок, при котором я всегда виновата. За все меня можно осудить. А зачем Вам мое признание, доказательства какие-то, если Вы для себя уже все решили: сами придумали грех, заранее зная, что его невозможно не нарушить, а потом за него караете. Какой в этом смысл? Эта игра Вам самим не надоела?
Архангел. Чего ты меня об этом спрашиваешь? Я не Бог. Есть правила и не моя вина, что их никто не исполняет.

Гениально.

Вечные вопросы, на которые человек ищет ответы в течение всей жизни. Что есть для тебя жизнь? В чем смысл? Кто ты в этом мире? И что привносишь в него?

Пьеса о хрупкости жизни и ее ценности. Ну и о сложности жизни женщины в этом мире (красной нитью в тексте). В заголовке пьесы – комедия. Комедия ли?... Пожалуй, да.

Это смех и слезы. Или. Это смех сквозь слезы. Это слишком обнажено, слишком…. Чтобы быть просто текстом. Это надо на сцену. В зал. К зрителям.




Да, о зрителях. Потрясающая реакция! Не всех, нет, но некоторых. Кто-то переживает молча. Кто-то не переживает, но молча. А кто-то просто громко молчит. А уж, когда речь заходит о собственной точке зрения… то тут можно поспорить и с автором и с самим текстом.




(Кстати. К.Станиславский считал зрителя «третьим творцом спектакля», а Мейерхольд искал всяческие способы вовлечения публики в сценическое действо).

Параллель с пьесой. Спор Марии и Архангела.

Архангел. Сгинешь и не поймешь, за что. Скажи, в чем согрешила, тогда и пойдешь, как полагается.
Мария. С этого места поподробнее.
Архангел. Так умерла ты.
Мария. Вы меня с кем-то перепутали. У меня все хорошо.
Архангел. Да, преставилась. Я думал, ты в курсе.
Мария. Нет. Видать, проглядела. Я что, так плохо выгляжу?

Спор Зрителя с Автором.

Зритель. Мария покончила с собой и …
Автор. Нет, в пьесе она выпала с балкона…
Зритель. Ну, это как посмотреть!

Психолог бы прокомментировал, что неприемлемые переживания вытесняются в сферу подсознательного. Как - то так)))

Ценно то особое состояние, которое поймаешь, только если проживаешь все действо с актером в унисон. И тогда самому становится заметна причастность к таинству жизни. А это, собственно, и есть жизнь.

Ключевая фраза пьесы: Любовь - единственное, что позволяет жить, дает смысл и надежду. 

Архангел. … я целую вечность пытаюсь понять, как люди могут быть такими неблагодарными? Их создали из небытия, дали жизнь во всей ее полноте, сказали, как жить, чтобы им было хорошо, подарили свободу, которой у ангелов нет. И как Вы этим распорядились? Отвергли, опошлили, растоптали все сами. И после этого еще имеете наглость вопрошать - а что же это всё как-то не так?
Мария. А как же любовь?
Архангел. При чем тут любовь?
Мария. Любовь - единственное, что позволяет жить, дает смысл и надежду. Если ты наказываешь за грехи, то почему не награждаешь за любовь?

И как итог – награждает. Бог ли, сам ли Человек…

Пьеса о любви. Для любви. И ради любви. К отдельным «человекам» и ко всему человечеству в целом.

Жизнь, вообще, интересная штука) Полностью согласна с мыслью известного философа и драматурга: Ах, какой превосходной комедией был бы этот мир, не будь у нас в ней своей роли!

Благодарность Александру Иванову и Алексею Иванову за дар открытия и узнавания. За возможность остановиться в круговороте мелькающих дней и вспомнить, кто ты есть.


Александр Иванов.
Александр Иванов. Народный артист РФ. Почетный гражданин Каменска - Уральского. Лауреат городской премии «Браво» в номинации «За высокие достижения в области театрального искусства» (1998). Представлен в энциклопедии «Лучшие люди России» (2009). Лауреат в Номинации «Лучший дуэт в драматическом театре» (Областной театральный фестиваль «Браво!-2006») и многое другое. За эти годы им сыграно более 200 ролей.
Читатель библиотеки им. А.С.Пушкина с 40 -летним стажем, участник множества библиотечных проектов. Лауреат городской библиотечной премии «Homo Legens» (2014).


Алексей Иванов.
Алексей Иванов. Участник различных конкурсов и фестивалей («Евразия», «ФилатовФест»). Его пьеса «Не театр» опубликована в столичном журнале «Современная драматургия» (2016, №1)

PS. Эх, жаль фотографий Марии нет. Ну и Архангела фотографии отсутствуют, ага…)

PPS. Cовет.
Архангел. Читай книги. Там все написано.

PPPS. И все, и все, и все... Теперь, точно конец!))) (с)

Фото: Н.Зырянова.

2 комментария:

  1. Замечательно! :)
    Представляю, сколько эмоций было в зале и как они бурлили!

    А без любви, на самом деле, мы не можем существовать...

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Таня! Было и правда замечательно )))

    Удачной недели!

    ОтветитьУдалить